Одновременно 5 августа увидел свет сингл группы, на двух сторонах которого были записаны две знаменитые песни группы с этого альбома: бодрая и оптимистичная "Yellow Submarine" и грустная и меланхоличная, наводящая на раздумья "Eleanor Rigby" о «всех этих одиноких людях», жизнь которых не задалась:
Тогда же, 5 августа 1966 года на другом конце Евразии, в Пекине, в зале заседаний, где проходил 11-й пленум ЦК Компартии Китая 8-го созыва, Мао Цзедун вывесит «свой первый дацзыбао» - рукописный плакатик, которые вывешивали участники молодежного движения хунвейбинов («красногвардейцев»), зародившегося весной того года среди столичного студенчества. Плакат Мао содержал красноречивый лозунг: «Огонь по штабам!». Председатель Мао похвалил содержание первых дацзыбао и комментарии на них в главной газете партии «Женьминь жибао», призвав всех перечитать их. «Однако в последние пятьдесят дней, – передавала слова «великого кормчего» вышедшая день газета «Женьминь жибао», – кое-кто из руководящих товарищей в центре и на местах действовал в диаметрально противоположном направлении! Приняв реакционную позицию буржуазии, они пытаются установить буржуазную диктатуру и задушить разворачивающуюся в стране великую пролетарскую культурную революцию. Они ставят факты на голову, мешают чёрное и белое, шельмуют и подавляют революционно настроенных товарищей, душат мнения отличные от их собственных, развязывают белый террор, и при этом чрезвычайно довольны собой! Их наполняет буржуазная спесь и выветрился пролетарский дух! Это отрава! Воспоминания о правом уклоне 1962 года и отклонении 1964, левом по форме, но правом по сути, не должно ли нас теперь отрезвить?».
Фотожурналист Ли Чженьшен, в дальнейшем ставший диссидентом, в пору хунвейбинской молодости.
При этом Мао, как считается, намекал на своих коллег по руководству КНР – тогдашнего генерального секретаря ЦК Дэн Сяопина и президента КНР Лю Шаоци, в значительной степени оттёрших его от кормила власти. Однако, хунвейбины, получившие таким образом высочайшее одобрение, пока обрушились на непосредственных врагов «революционной молодежи» - школьных учителей и университетских преподов. В тот же день в женской гимназии при Пекинском пединституте группа хунвейбинов во главе с некоей Сунь Биньбинь подвергли конструктивной и нелицеприятной критике директрису этого учебного заведения. Критика продолжалась несколько часов, в качестве аргументов в ней «красногвардейцы» использовали палки с гвоздями, так что результатом ее стала смерть педагогини (сама Сунь потом будет вспоминать, что ей было жаль старушку, но она опасалась, и видимо не без оснований, что революционные товарищи и ее замесят). Произошедшее будет признано великим почином, и на состоявшемся двумя неделями позже многотысячном слёте хунвейбинов именно «боевитая Сунь» удостоится высокой чести повязать председателю Мао повязку хунвейбина.
Мао и Сунь
Только в августе того года в Пекине будут забиты до смерти 13 директоров и 3 учителя (а вот будут знать, как двойки ставить!).
Сейчас престарелая мадам Сунь проживает в США (ну а где еще жить красногвардейцу?).
Жалеет страшно!
Journal information