dfs_76 (dfs_76) wrote,
dfs_76
dfs_76

Categories:

100 лет, как люди используют танки

Цитата:
"..15 сентября 1916 года в самый разгар позиционного кризиса первой мировой войны произошёл «премьерный показ» новой боевой техники – в сражении у извилистой и болотистой реки Соммы с английской стороны впервые показали свои разнообразные возможности бронированные «монстры» Mk I —  тяжёлые боевые машины на гусеничном ходу.

...20 октября 1914 года английский майор Эрнест Данлоп Суинтон, боевой офицер и журналист, выпускник Королевской Военной Академии в Вулвиче, озадачил военное министерство настойчивым предложением о постройке тяжёлой бронированной машины на гусеничном ходу.

...в январе 1916 года  появляется «Большой Вилли», прямой прототип боевого английского танка Мk I, также известный как «Мать» и «Королевская сороконожка». Рекламная демонстрация «Маленького» и «Большого Вилли», строительство которых, естественно, держалось в строжайшем секрете, прошла 2 февраля 1916 года в Хетфильдском парке, недалеко от Лондона. В качестве зрителей выступали британские чиновники, а именно: министр снабжения Д. Ллойд-Джордж, военный министр Г.Г. Китченер, министр иностранных дел А.Д. Баль­фур, начальник штаба британских войск во Франции сэр У. Ро­берт­сон, лорды Адмиралтейства. «Большой Вилли» произвёл неизгладимое впечатление на высокопоставленных особ (хотя Китченер не преминул высказаться со скептической прямолинейностью: «Эта прелестная дорогая механическая игрушка не поможет выиграть войну»). Как гласит легенда, громоздкую и шумную бронемашину поначалу хотели назвать «водовоз», так как внешне она ассоциировалась с большой цистерной. Не мудрствуя лукаво, Суинтон, назначенный к тому времени секретарём Комитета имперской обороны, и подполковник Дэйли-Джонсон, помощник начальника Комитета сухопутных кораблей, в развитие этой идеи также предложили свои варианты: «резервуар», «цистерна», «бак» (по-английски tank).

По другой версии, этот термин появился чуть позже, и исключительно из соображений секретности. При перевозках по морю или железной дороге закрытые брезентом машины больше всего напоминали крупные металлические цистерны – тогда-то и был намеренно пущен слух, что это изготовленные по заказу российского правительства «полевые ёмкости для воды», т.е. «танки». Более того, чтобы обмануть наиболее любознательных австро-германских шпионов, на корпусах танков по-русски писали: «Осторожно, Петроградъ». Поскольку слово «танк» использовалось и в официальных переписках, то это название нового оружия прижилось главным образом в английском и русском языках.

Короче говоря, 12 февраля 1916 года 28-тонная боевая машина прошла официальные испытания, и тут же был дан заказ Министерством снабжения на производство 100 «танков», получивших серийное обозначение Mk I.

...

Историческая танковая атака должна была начаться в 5.30 утра 15 сентября. В распоряжении английского командования на тот момент находилось только 49 машин. За сутки до срока началось сосредоточение машин на исходных рубежах. Переброска происходила ночью, под проливным дождём, что называется, «на ощупь». До места назначения добралось 32 танка, остальные по дороге завязли в грязи или остановились из-за поломок механизмов. Согласно поставленной перед экипажами  боевой задачи, они должны были эффективно поддерживать атакующую пехоту, расчищая ей путь от неприятельских огневых точек. «Самцам» Mk I надлежало действовать главным образом против пулемётных гнёзд, «самки» предназначались для методичного уничтожения живой силы противника.

Так или иначе, незамеченные в утреннем тумане, но активно дребезжавшие стальные чудовища «доковыляли» до германских позиций. Девять танков с ходу захватили деревню Флер и так же стремительно — Гведенкур (рассказывают, что один из танков взял в плен около 300 солдат противника). Другие машины, не спеша продвигаясь вместе с пехотой, подавляли очаги немецкого сопротивления. Более глубокой задачи в этом сражении танковые экипажи не имели. Бой продолжался до 10 часов утра. Успех был налицо – даже, несмотря на столь малое количество танков, и их общее техническое несовершенство, изрытый воронками «маршрут» и отвратительное взаимодействие чудо-техники с пехотой, англичане продвинулись по 5-километровому фронту на 5 км в глубину. Потери оказались в 20 раз меньше ожидаемых. Однако, фронт всё же не был прорван. Из 32 машин, начавших атаку, только 18 смогли непосредственно поучаствовать в боевых действиях: пять танков застряло в болоте, девять вышло из строя «по техническим причинам» – «подкачали» сложные и капризные механизмы..".


и другие подробности

И песня:

Tags: история, история Первой мировой войны, музыка
Subscribe

  • Х/ф "Гундерманн", Германия, 2018 год

    Великолепное немецкое кино о ГДРовском рок-музыканте или скорее "авторе-исполнителе" 70-90-х Герхарде Гундерманне (до сих пор о нем не слышал). В…

  • Х/ф "Конёк-горбунок"

    Посмотрел разрекламированный "Конёк-горбунок". Не, прелесть ершовской сказки - в стихах. А тут, в прозе, получилась какая-то смесь первого "Шрека"…

  • Х/ф "Цой", реж. А. Учитель, 2020г.

    Вышел наконец в прокат многострадальный фильм А. Учителя "Цой" - а я его посмотрел. Такое своеобразное "Лето-2". Тоже основной…

promo dfs_76 august 13, 2016 15:28 7
Buy for 10 tokens
Два года назад российская общественность была потрясена беспрецедентным решением Постоянной палаты третейского суда в Гааге о взыскании с РФ 50 миллиардов долларов компенсации бенефициарам компании "Юкос", процесс банкротство которого арбитраж расценил, как род национализации. Россия…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments