Поклонники дилогии про Остапа Бендера со вчерашнего дня могут кидаться ропулярными у них фразочками из нее - всеми этмими "Пилите, Шура, пилите!", "А двести рублей не спасут отца русской демократии?", "Обратитесьво Всемирную лигу сексуальных реформ!", "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" и прочими "Утром деньги, вечером стулья!" - совершенно свободно: с 1 января 2017 года в соответствии с нормами российского законодательства произведения совместного творчества Ильи Ильфа и Евгения Петрова находятся в общественном достоянии, т.е имущественные права авторов и их наследников на эти произведения перестали действовать.
Правда, наследники знаменитого тандема в своих интервью утеврждали, что не получили ни копейки с 1958 года, когда истёк действовавший в СССР с 1928 года 15-летний срок посмертной защиты авторских прав. Видимо благодаря тому, что с этого времени и до самого конца СССР эти произведения фактически находились в режиме общественного достояния, мы во многом и и обязаны их популярности у советской общественности.
Правда, наследники знаменитого тандема в своих интервью утеврждали, что не получили ни копейки с 1958 года, когда истёк действовавший в СССР с 1928 года 15-летний срок посмертной защиты авторских прав. Видимо благодаря тому, что с этого времени и до самого конца СССР эти произведения фактически находились в режиме общественного достояния, мы во многом и и обязаны их популярности у советской общественности.
Однако, в 1993 году в РФ был издан Закон РФ 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Согласно этому закону срок автоских прав увеличивался до 50 лет с начала года, следующего за годом смерти автора (в случае с произведениями, созданными в соавторстве, этот срок исчислялся с года, следующего за годом смерти последнего из переживших соавторов). Правда, эта норма не распространялась на произведения авторов, умерших более чем за 50 лет до вступления в силу этого закона, но для авторов, живших и работавших в годы Великой Отечественной войны, срок действия авторского права увеличивался на 4 года, и поскольку Евгений Петров, как известно, погиб 2 июля 1942 года, то их с Ильфом (умершим в 1937 году) произведения под эту норму попали. Правда, в 1997 году их срок истёк, но в 2004 году, после принятия Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ, сорк авторских прав был увеличено до 70 после смерти авторов, причем предоставлена "ретроактивная" защита произведениям, попавшим в общественное достояние произведениям, чей 50-летний срок истек в 1994-2004 годах. Указанные нормы перешли и в принятую в 2006 году 4-ю часть Гражданского кодекса РФ, посвященную вопросам интеллектуальной собственности, в т.ч. авторского права (вступила в действие с 01.01.2008г.). Как было указано в пункте 3 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ ("Верхушки" и "Вышки") от 26.03.2009г. №5/29, "...если пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", установившего семидесятилетний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ".
В отношении произведений Ильфа и Петрова это было подтверждено, например, РешениемАС города Москвы от 15.11.2011г. по делу №А40-89817/2011, в котором суд согласился с тем, что "... с 2004 года произведения Авторов снова получили правовую охрану, и, по подсчетам Истца, должны охраняться до 2016 года..".
Аналогичную правовую позицию в отношении творческого наследия знаменитого советского фантаста Александра Белява, автора "Человека-амфибии", "Головы профессора Доуэля", "Ариэля", "Продавца воздуха" и еще многих популярных у отечественных любителей фантастики произведений, содержит Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 N 4453/11 по делу N А40-99593/09-110-659, в котором говорится, что писатель умер 6 января 1942 года в оккупированном немцами городе Пушкине под Ленинградом, но до этого "...являлся сотрудником газеты "Большевистское слово" в городе Пушкине Ленинградской области, его последняя статья опубликована 26.06.1941 в номере 76 (502) указанной газеты", таким образом подпадает под определение жившего и работавшего в годы Великой Отечественной войны, и следовательно срок действия исключительных прав на его произведения продолжается "по крайней мере до 1 января 2017 года".
И вот 1 января 2017 года наступило, следовательно, согласно указанной правовой позиции, его произведения вновь в общественном достоянии. И на них уже нацелился Сарик Андреасян.
P.S. Решил сейчас посмотреть, произведения каких отечественных авторов еще перешли по указанным правилам в общественное достояние - стало страшно: сколько же видных людей - писателей, поэтов, художников (мирискуссник Билибин например), ученых, переводчиков, архитекторов - умерло в первую блокадную ленинградскую зиму 1941/42гг. !
В отношении произведений Ильфа и Петрова это было подтверждено, например, РешениемАС города Москвы от 15.11.2011г. по делу №А40-89817/2011, в котором суд согласился с тем, что "... с 2004 года произведения Авторов снова получили правовую охрану, и, по подсчетам Истца, должны охраняться до 2016 года..".
Аналогичную правовую позицию в отношении творческого наследия знаменитого советского фантаста Александра Белява, автора "Человека-амфибии", "Головы профессора Доуэля", "Ариэля", "Продавца воздуха" и еще многих популярных у отечественных любителей фантастики произведений, содержит Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 N 4453/11 по делу N А40-99593/09-110-659, в котором говорится, что писатель умер 6 января 1942 года в оккупированном немцами городе Пушкине под Ленинградом, но до этого "...являлся сотрудником газеты "Большевистское слово" в городе Пушкине Ленинградской области, его последняя статья опубликована 26.06.1941 в номере 76 (502) указанной газеты", таким образом подпадает под определение жившего и работавшего в годы Великой Отечественной войны, и следовательно срок действия исключительных прав на его произведения продолжается "по крайней мере до 1 января 2017 года".
И вот 1 января 2017 года наступило, следовательно, согласно указанной правовой позиции, его произведения вновь в общественном достоянии. И на них уже нацелился Сарик Андреасян.
P.S. Решил сейчас посмотреть, произведения каких отечественных авторов еще перешли по указанным правилам в общественное достояние - стало страшно: сколько же видных людей - писателей, поэтов, художников (мирискуссник Билибин например), ученых, переводчиков, архитекторов - умерло в первую блокадную ленинградскую зиму 1941/42гг. !
Journal information