И вот господин Окуяма знакомится неким частнопрактикующим доктором (именуемым психиатром, но при этом он занимается изготовлением искусственных человеческих органов), который предлагает ему ни много ни мало изготовить ему новое лицо. Что с точки зрения доктора будет не только физиологическим, но и психологическим экспериментом – мол, как новое лицо-маска изменит личность человека, и всё такое. Окуяма-сан соглашается, они приобретают у некоего бомжеватого вида паренька потребный биологический материал (обставлено, как продажа души – тезис, что душа обитает в коже, повторяется в книге и фильме), и вот у господина Окуямы есть эта самая съёмная маска-лицо, превращающая его в импозантного молодого человека лет 30-ти. И возвращающая ему наконец возможность вести нормальную социальную жизнь. И первое, что он решает сделать в своей новой личине (или всё-таки личности) – соблазнить собственную жену. Нетрудно догадаться, что ничем хорошим это не кончится – это ж драма – но спойлерить не буду, скажем так, обыграно достаточно тонко.

Весьма красочен эпизод ближе к финалу, где обезумевший Окуяма и преследующий его (чтобы помочь) доктор мечутся в толпе бредущих по городу по своим японским делам сограждан-японцев… у которых вообще нету лиц (вот, видать, откуда Алан Паркер позаимствовал свою знаменитую сцену с детишками).
Есть в фильме параллельная сюжетная линия с девушкой, у которой обожжена – по книге это связано с Хиросимой – половина лица (в книге это просто фильм, который смотрит главный герой, сравнивая себя с героиней). Она ходит по городу, повернувшись к миру его – своего лица – здоровой – и красивой – стороной, сталкиваясь с разными банальными неприятностями, которые влечет для подобных людей соприкосновение с миром (вроде приставания гоповатых пареньков: «Девушка-девушка, а как тебя зовут?.. Эй, девушка, а ты чё такая злая?.. Ой! .. ой-ой, ужас, блин!»). Иногда навещает некое учреждение, где содержатся в изоляции от мира инвалиды-ветераны закончившейся 20 лет назад войны, в основном безумные, продолжающие маршировать, отдавать команды и кидаться в атаку, в том числе на нее (видимо японский аналог Валаамского дома инвалидов ), отчего проникается мыслями на тему угрозы новой войны (60-е годы, Холодная война и всё такое). Спрашивает брата, с которым живёт, насчет возможности таковой завтра, тот пожимает плечами – мол, война, она как перемена погоды, узнаешь только когда наступит. После этого она предается с братом кровосмесительной любви (видимо решив, что коли завтра война, то глупо умирать девственницей, на благосклонность других лиц мужского пола рассчитывать не приходится), а на следующий день совершает самоубийство (как белые офицеры в «Служили два товарища» - медленно уходя навстречу волнам в сторону океана и пламенеющего, как ядерный взрыв, шара закатного солнца над ним). Наблюдающий за это через окно брат внезапно превращается в обгорелый кусок мяса на фоне соляризированного кадра, из чего видимо следует, что это был-таки ядерный взрыв. Зачем эта новелла в данном фильме, не очень понятно. Видимо серьёзному японскому художнику того времени положено было как-то затронуть тему Хиросимы и возможности новой ядерной катастрофы.
Что сказать о фильме в целом? Снято очень стильно. Футуристический дизайн 60-х годов (например, в интерьерах полуфантастической клиники-лаборатории доктора) выглядит эффектно. Актёры играют хорошо, особенно главный герой. Но вот философия фильма и книги, по которой он снят, показалась какой-то натянутой. Ну да, использование маски позволяет человеку вести себя иначе и моделировать личность (кому как не нам, завсегдатаям интернета, под масками наших ников и аватаров этого не знать). Может даже маска в этом процессе быть хвостом, виляющим собакой… Не знаю… Но мне как-то ближе позиция доктора Ньюмена из старой комедии с Джимом Керри: «Можете идти без маски, можете в маске – всё равно под ней один и тот же прекрасный человек».
Journal information