По одноименном роману некоей младшей коллеги Агаты Кристи, также довольно известной писательницы Дороти Сэйерс, действие которого начинается в начале 20-х гг. в этом старомодном лондонском аристократическом клубе, где собираются отставные ветераны британских вооруженных сил, в основном престарелые старомодные джентльмены. Некий молодой нигилиствующий посетитель, с нервами, крепко потрёпаными недавно закончившейся ПМВ, называет его моргом (на что собеседник - будущий тутошний "Пуаро", отвечает: "Да ладно вам - максимум похоронное бюро") и рассказывает анекдот про завсегдатая подобного клуба, крикнувшего слуге: "Унесите, пожалуйста, лорда такого-то - он уже два дня как умер" - и тут оказывается, что его собственный дедушка-генерал, как все думали, мирно дремавший в кресле, укрывшись газетой, на самом деле тоже мёртв.
Причем сколько времени он мёртв, никто сказать не может, а это внезапно оказывается очень важным: в тот же день дала дуба его сестра-миллионерша, по завещанию которой в случае, если он ее переживал, то получал почти всё ее состояние, а если умирал раньше, то его получала её содержанка. Естественно выясняется, что дедушка умер не сам по себе, и что разные группы наследников его и его сестры, будучи в курсе завещания последней, накануне устроили целую свистопляску...
Занятный олдскульный британский детектив с лёгкой критикой светских нравов (пишут также, что в книга Сэйерс одно из ранних обращений к теме посттравматического синдрома у людей, переживших военные действия, во всяком случае в современном о нём представлении). Ну и - автор женщина - того, какие мужики порой бывают сволочи... :)
Интересный момент: похоже, Михаил Булгаков с этим вышедшим в 20-е годы романом был знаком. Во-первых, реакция посетителей клуба на известие о смерти генерала напоминает реакцию посетителей ресторана Массолита на смерть Берлиоза (там - "Но мы-то ведь живы! Не пропадать же в самом деле куриным котлетам де-воляй", здесь - "Тиранка планеты, выжившая из ума Смерть на мгновение поднесла к глазам присутствующих свое тусклое зеркало, показывая неотвратимое будущее - и снова убрала его. Неприятность минула"), во-вторых, один из персонажей сабжа собирается открывать клинику по омоложению с помощью обезьяньих желёз (но фамилия его - не Преображенский). :)
Journal information