Х/Ф "Чемпион мира"
Посмотрел перед Новым годом очередной традиционный для этого сезона оливье-блокбастер на тему спортивных побед брежневской эпохи от режиссера позапрошлогоднего оливье-блокбастера "Т-34" Алексея Сидорова. На сей раз в прицеле камеры не хоккеисты и не баскетболисты (хотя жирная отсылка к мегауспешному "Движению вверх" будет), а шахматисты - история скандального за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и гроссмейстером-перебежчиком Виктором Корчным в октябре 1978 года.
В фильме мы снова увидим развесистые клёши, галстуки "фирмы "Ширехари", каре у мужиков, мелодии и ритмы советской эстрады (это, конечно не столько увидим, сколько услышим), Брежнева в паре кадров и прочие милые сердцу последних поколений совграждан вещи - а также традиционные интриги наших и ненаших чиновников, "невсётакпросто" (например, через весь фильм артикулируется идея, что карьеру "уральского мальчика" Карпова в еврейском шахматном царстве тянут за уши - и боятся, что те оторвутся, оттого не дают играть ответственные матчи). А также разную метафизику 70-нического "нью эйджа" - экстрасенсов, магов, йогов, делегатов запрещенной индийской секты, переворачивающихся картин и дьявольских мороков в виде например то ли привидевшейся, то ли реальной змеюки в номере Карпова. Антагонист Корчной в исполнении Хабенского тоже демонично сверкает тёмными очками с двоящимся в их окулярах отражением шахматной доски и Карпова (который в исполнении Янковского похож не на реального Карпова, а на Эштона Катчера в фильме про Стива Джобса) - но очень скоро начинает напоминать просто злого клоуна и под конец сдувается под напором эрудита Карпова (и его гроссмейстерского коллектива, продумывающего за него каждый ход). Еще довольно неуклюжая любовная линия Карпова и его жены (Карпов ведь не гей!), которая сначала заставила чемпиона усомниться в себе, но под конец проявила себя верной и деятельной боевой подругой. Ну и по мелочи другого традиционного для этого жанра, типа поддержки всей Советской страны, рыболовов там, заваливающих чемпиона посылками с воблой, сталеваров, обнаруживших вдруг, что их сила не только в плавках, но и в шахматах, оленеводов, пришедших к такому же выводу и теперь режущихся в "игру королей" рядом со своими чумами и ярангами, и т.д.
По итогам новогоднего проката фильм собрал около 300 млн. (рублей, естественно). До окупаемости пока не дошло, даже с учетом безвозвратного финансирования, но хоть какую-то часть кассы у 3-го "Последнего богатыря" ("Маша и Витя против "Почты России" - всё остальное-то кроме неё в сегодняшней Москве хорошо!) отжали.
В фильме мы снова увидим развесистые клёши, галстуки "фирмы "Ширехари", каре у мужиков, мелодии и ритмы советской эстрады (это, конечно не столько увидим, сколько услышим), Брежнева в паре кадров и прочие милые сердцу последних поколений совграждан вещи - а также традиционные интриги наших и ненаших чиновников, "невсётакпросто" (например, через весь фильм артикулируется идея, что карьеру "уральского мальчика" Карпова в еврейском шахматном царстве тянут за уши - и боятся, что те оторвутся, оттого не дают играть ответственные матчи). А также разную метафизику 70-нического "нью эйджа" - экстрасенсов, магов, йогов, делегатов запрещенной индийской секты, переворачивающихся картин и дьявольских мороков в виде например то ли привидевшейся, то ли реальной змеюки в номере Карпова. Антагонист Корчной в исполнении Хабенского тоже демонично сверкает тёмными очками с двоящимся в их окулярах отражением шахматной доски и Карпова (который в исполнении Янковского похож не на реального Карпова, а на Эштона Катчера в фильме про Стива Джобса) - но очень скоро начинает напоминать просто злого клоуна и под конец сдувается под напором эрудита Карпова (и его гроссмейстерского коллектива, продумывающего за него каждый ход). Еще довольно неуклюжая любовная линия Карпова и его жены (Карпов ведь не гей!), которая сначала заставила чемпиона усомниться в себе, но под конец проявила себя верной и деятельной боевой подругой. Ну и по мелочи другого традиционного для этого жанра, типа поддержки всей Советской страны, рыболовов там, заваливающих чемпиона посылками с воблой, сталеваров, обнаруживших вдруг, что их сила не только в плавках, но и в шахматах, оленеводов, пришедших к такому же выводу и теперь режущихся в "игру королей" рядом со своими чумами и ярангами, и т.д.
По итогам новогоднего проката фильм собрал около 300 млн. (рублей, естественно). До окупаемости пока не дошло, даже с учетом безвозвратного финансирования, но хоть какую-то часть кассы у 3-го "Последнего богатыря" ("Маша и Витя против "Почты России" - всё остальное-то кроме неё в сегодняшней Москве хорошо!) отжали.