В марте 1939 года правительство гитлеровской Германии, до этого уже проведшее ряд мероприятий по бескровному "аншлюсу" ("присоединению" по-немецки) территорий, ранее входивших в состав Германии (ремилитаризация Рейнской области, захват Мемеля, тогдашней и нынешней литовской Клайпеды), а также некоторых тех, которые никогда в состав собственно Германии не входили, но по мнению Гитлера по тем или иным причинам должны были входить (Австрия, Судетская область, остальная Чехия, ставшая в том же марте 1939 года германским "протекторатом Богемия и Моравия"), обратило внимание и на Данциг с коридором. Данциг предлагалось присоединить к Германии, а через коридор, чьё наличие по мнению Гитлера затрудняло хозяйственные связи Германией с Восточной Пруссией, через него предлагалось провести экстерриториальную автостраду и железнодорожную магистраль, подконтрольные Германии. Однако, такая экстерриториальная полоса отрезала бы Польшу от её упомянутого выше единственного морского порта Гдыни, так что поляки отказались.
Дальнейшее развитие событий в течение весны-лета 1939 года, включавшее обострение отношений Германии с Польшей и её союзниками Великобританией и Францией, вылившееся в сентябре того года в германо-польскую войну, вскоре ставшую Второй мировой, напоминать видимо не нужно. Гораздо менее известен тот факт, что накануне вторжения в Польшу германским правительством были сделаны новые предложения по вопросу "коридора":
619. Телеграмма бюро имперского министра иностранных дел Германии посольству Германии в Великобритании
30 августа 1939 г.
Лично для поверенного в делах.
До дальнейших указаний следующее предложение держать в строгом секрете и никому не передавать.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ
ПРОБЛЕМЫ ДАНЦИГСКОГО КОРИДОРА
И ВОПРОСА О НЕМЕЦКОМ
МЕНЬШИНСТВЕ В ПОЛЬШЕ
Ситуация в отношениях между германским рейхом и Польшей в настоящее время такова, что любой дальнейший инцидент может привести к конфликту занявших с обеих сторон позиции вооруженных сил. Любое мирное урегулирование должно быть устроено так, чтобы ставшие причиной этого положения события не могли повториться еще раз и вследствие этого не только Восток Европы, но и другие районы не оказались в одинаковом напряжении.
Причины такого развития заключаются:
1) в неприемлемой линии границ, установленных Версальским договором,
2) в неприемлемом обращении с меньшинством в отделенных районах.
Поэтому германское имперское правительство в этих предложениях исходит из мысли найти окончательное решение, которое устранит невозможную ситуацию с линией границ, гарантирует обеим частям их жизненно важные связующие дороги, устранит — насколько возможно — проблему меньшинств, а если это невозможно, сносно решит судьбу меньшинств надежным гарантированием их прав.
Германское имперское правительство убеждено, что при этом необходимо установить экономический и физический ущерб, причиненный с 1918 г., и возместить его в полном объеме. Само собой разумеется, оно рассматривает это обязательным для обеих сторон.
Из этих соображений вытекают следующие практические предложения:
1. Вольный город Данциг на основе своего чисто немецкого характера и единодушной воли его населения незамедлительно возвращается в состав германского рейха,
2. Район так называемого коридора, простирающийся от Балтийского моря до линии Мариенвердер — Грауденц — Кульм — Бромберг (включая эти города) и далее несколько западнее до Шёнланке, будет сам решать вопрос о своей принадлежности к Германии или к Польше.
3. Для этой цели в этой области будет проведено голосование.
Правом голоса обладают все немцы, проживавшие в этом районе на 1 января 1918 г. или родившиеся там до этого числа, и равным образом проживавшие на этот день в этом районе или родившиеся там до этого числа поляки, кашубы и т. д. Изгнанные из этого района немцы возвращаются для участия в голосовании. Для обеспечения объективного голосования и гарантирования необходимой для этого обширной подготовительной работы упомянутый район будет аналогично Саарской области подчинен немедленно образующейся международной комиссии, которая будет образована четырьмя великими державами — Италией, Советским Союзом, Францией и Англией. Эта комиссия будет осуществлять все суверенные права в данном районе. С этой целью польские вооруженные силы, польская полиция и польская администрация должны в кратчайшие оговоренные сроки покинуть данный район.
Из этого района исключается польский порт Гдинген {{* Гдыня.}}, являющийся принципиально польской суверенной территорией, так как он территориально ограничивается польским поселением. Более точные границы этого польского портового города должны быть определены между Германией и Польшей и в случае необходимости зафиксированы международным третейским судом.
4. Поскольку для проведения необходимой обширной работы по обеспечению справедливого голосования требуется время, такое голосование не будет проводиться до истечения 12 месяцев.
5. Чтобы в течение этого времени гарантировать неограниченную связь Германии с Восточной Пруссией, а Польше — с морем, определены шоссейные и железные дороги, по которым будет осуществляться транзитное движение. При этом должны взиматься только те налоги, которые необходимы для сохранения транспортных путей, а также для осуществления транспортировки.
6. Вопрос о принадлежности района решается простым большинством поданных голосов.
7. Чтобы после проведенного голосования — независимо от его исхода — гарантировать безопасность свободного сообщения Германии с ее провинцией Данциг — Восточная Пруссия и Польше ее связь с морем, Германии, если плебисцитная территория отойдет к Польше, будет предоставлена экстерриториальная траспортная зона в направлении Бютов — Данциг и Диршау для прокладки имперской автострады, а также четырехколейной железнодорожной линии. Строительство шоссе и железной дороги будет проведено таким образом, чтобы ими не затрагивались польские коммуникации, иными словами, чтобы они проходили над или под ними. Ширина этой зоны определена в 1 км и является германской суверенной территорией.
8. Если голосование завершится в пользу Германии, Польша для свободного и неограниченного сообщения со своим портом Гдингеном получит такие же права на шоссейное и железнодорожное сообщение, какие бы полагались Германии.
9. В случае возвращения коридора германской империи она заявляет о своей готовности провести обмен населения с Польшей в соответствующем коридору размере.
10. Желаемые Польшей особые права в порту Данцига будут обговорены вместе с равными правами Германии в порту Гдингена на паритетных началах.
11. Чтобы устранить в этом районе любое чувство угрозы для обеих сторон, Данциг и Гдинген получат характер чисто торговых городов, иными словами, без военных сооружений и военных укреплений.
12. Полуостров Хела, который в соответствии с голосованием отойдет либо к Польше, либо к Германии, в любом случае должен быть также демилитаризован.
13. Поскольку германское имперское правительство заявит самый решительный протест против обращения в Польше с меньшинствами и польское правительство со своей стороны считает необходимым заявить протест Германии, обе стороны заявляют о своем согласии с тем, что эти протесты будут представлены международной следственной комиссии, заданием которой будет расследование всех протестов об экономическом и физическом ущербе, а также иных террористических актов. Германия и Польша обязуются устранить весь экономический и иной ущерб, причиненный с 1918 г. меньшинствам обеих сторон, и отменить полностью отчуждение собственности или выплатить компенсацию пострадавшим за это и иное вмешательство в экономическую жизнь.
14. Для устранения у остающихся в Польше немцев, а также у поляков, остающихся в Германии, чувства международной бесправности и предоставления им прежде всего гарантии того, что они не будут привлечены к действиям и оказанию услуг, несовместимым с их национальными чувствами, Германия и Польша договорились о гарантировании прав меньшинств обеих сторон посредством подробнейших и обязывающих договоренностей, с тем чтобы гарантировать этим меньшинствам сохранение, свободное развитие и деятельность их народности и, в частности, позволить им с этой целью организационные меры, которые они считают необходимыми. Обе стороны обязуются не привлекать представителей меньшинств к военной службе.
15. В случае достижения договоренности на основе этих предложений Германия и Польша заявляют о своей готовности предписать и провести незамедлительную демобилизацию своих вооруженных сил.
16. Германия и Польша совместно договорятся о других, необходимых для ускорения вышеупомянутых договоренностей мероприятиях.
http://www.katyn-books.ru/year/600.htm#619doc
Польским правительством эти предложения приняты не были, и война началась.
Упрекать поляков в несговорчивости, понятное дело, неправомерно - с какой стати им было уступать кусок своей территории и, даже с учётом сохранения ими порта Гдыни и транспортной артерии к нему, ставить всю свою внешнеэкономическую деятельность в зависимость от Германии? К тому же большинство историков сходятся на том, что Гитлер и не рассчитывал на то, что предложения были приняты, и сделаны они были в чисто пропагандистских целях .
А если бы поляки вдруг приняли это предложение? Началась бы тогда война, или всё закончилось бы очередным, уже привычным для европейцев тех лет худым миром, который, однако, лучше доброй ссоры? И каким бы путём тогда пошла бы история Европы и мира - иным, или тем же самым, только с отсрочкой по времени (новые претензии Гитлера к кому бы то ни было, и на сей раз таки война)?
З.Ы. А проблема "польского коридора" была решена уже после войны - бОльшая часть Восточной Пруссии (за исключением Кёнигсберга-Калининграда, ставшего советским) и другие земли по Балтике до самого Одера (и Штетин-Щецин за ним) отошли к Польше.
Journal information