"Переговоры происходили в Петербурге и касались трёх вопросов : о Тибете, Афганистане и Иране. Наиболее лёгкими были переговоры о Тибете - здесь обе стороны согласились признать неприкосновенность страны, не вмешиваться в её внутренние дела и сноситься с Лхассой лишь при посредстве китайского императора - сюзерена Тибета. Русское правительство требовало только эвакуации англичанами долины Чумбы (оккупированной как гарантия выполнения Тибетом договора 1904) и права отправки в Лхассу паломников-бурят (русских подданных). Англичанам пришлось согласиться. С Афганистаном и Ираном дело подвигалось значительно медленнее. Это объяснялось, с одной стороны, интригами Германии, пытавшейся расстроить англо-русское соглашение, с другой - первоначальной неуступчивостью англичан.
После длительных переговоров все три соглашения - об Иране, о Тибете и об Афганистане - были в августе 1907 готовы и ждали только подписи. 25. VIII 1907 русский совет министров обсуждал соглашение в целом, но неожиданно для Извольского отклонил его, поскольку оно не содержало обязательств Англии воздержаться от аннексий в Афганистане. Англии пришлось пойти на требуемую уступку, и 31. VIII 1907 А.-р. с. было, наконец, подписано.
В Иране англичанам пришлось предоставить русским значительно большую сферу влияния, чем они первоначально предполагали. Страна была поделена на три зоны: 1) русская (южной границей являлась линия Каср-и-Ширин - Исфаган - Иезд -Зульфагар), 2) английская (к юго-востоку от линии Бен-дер-Аббас - Керман - Бирджанд - Газик), 3) нейтральная (между английской и русской).Британская зона полностью прикрывала подступы к Афганистану и Белуджистану и представляла первостепенный стратегический интерес для Англии.
Обе державы взаимно обязывались не домогаться концессий в "чужой" сфере влияния и не вмешиваться в экономические и политические мероприятия, которые предпримет другая сторона для обеспечения своих интересов в её сфере влияния. В случае невыполнения Ираном своих обязательств по задолженности перед Россией или Англией каждая из этих держав получала права финансового контроля над доходами иранского правительства в пределах, своей зоны влияния. Что же касается нейтральной зоны, то она оставалась открытым полем конкуренции для русских и англичан.
В соглашении об Афганистане Россия признала его лежащим вне сферы своих интересов и обязалась воздерживаться от всяких отношений с афганским правительством иначе, как через посредство британского правительства".http://enc-dic.com/diplomat/Anglo-Russkoe-Soglashenie-1907-1181.html
"...Двумя месяцами ранее был окончательно улажен русско-японской конвенцией дальневосточный кризис. От Черного моря до Тихого океана англо-русский конфликт, тянувшийся три четверти столетия, был снят. А в 1908 году в русско-французскую конвенцию министр иностранных дел Извольский предложил включить пункт, предусматривавший мобилизацию русской армии в случае столкновения Германии с Англией.
Если верить показаниям военно-морских специалистов (адмирал Колчак и генерал Поливанов), с этого времени без перерывов и чрезвычайно активно ведется подготовка русско-германской войны 1914года. На самом деле дорога Антанты далеко не была такой гладкой, «согласие» на первых порах было столь мало полным, что у русских дипломатов бывали минуты отчаяния, и иногда им казалось, что самое существование Антанты не более доказано, нежели «существование морской змеи». Первый же ухаб на дороге Антанта встретила очень скоро, в 1908—1909 гг. Англо-русское соглашение 1907 года оставляло под вопросом один пункт, но как раз для русского правительства самый важный: вопрос о будущей судьбе Константинополя и прилегающих к нему проливов, ведущих из Черного моря в Средиземное. Обладание, тем или иным путем, этими проливами составляло неизбежную внешне-политическую сторону столыпинщины. Поскольку последняя ставила своей задачей создание в России буржуазного землевладения в подкрепление дворянскому, обеспечение свободного выхода помещичьему и кулацкому хлебу на мировой рынок было одним из непременных условий ее успеха. В 1906 —1908 гг. 89% русского хлебного экспорта шло из черноморских портов, т. е. через «проливы». Любой соперник, повлияв на формально владевшую «проливами» Турцию, мог закрыть этот канал и тем Сорвать весь русский хлебный вывоз. Право контроля над проливами было, таким образом, для столыпинской России важнее, чем все Афганисганы, Персии и даже Маньчжурии. А русско-английское соглашение об этом молчало...".
(с) М. Покровский. Антанта (статья для БСЭ). Цит. по http://wg-lj.livejournal.com/680063.html
Journal information