Судебное разбирательство проводилось по иску американского издателя Лесли Клингера (Leslie Klinger).
Поводом для иска послужило обращение в ноябре 2012 года Фонда наследия Конан Дойла (Conan Doyle Estate Ltd.), которому принадлежат права на произведения сэра Артура Конан Дойла на территории США, к издательству Pegasus Books, в котором печатается Лесли Клингер, по поводу его новой книги «В компании Шерлока Холмса» (In the Company of Sherlock Holmes), написанной в соавторстве с Лори Кинг.
Конан Дойл, как известно, умер в 1930 году. Первоначальный срок действия авторских прав на его произведения истек в 1980 году. Однако, в 1988 году в Великобритания продлили срок действия авторских прав до 70 лет с года, следующего за смертью автора.
В США аналогичный закон, известный как CTEA (Copyright Term Extension Act - Закон о продлении срока копирайта), а также Акт Соно Боно (в честь известного поп-певца 60-х, бывшего мужа Шер, подавшегося в 80-е в консервативные политики) или "Закон о защите Микки-Мауса" (в лоббировании этого закона обвиняли компанию "Уолт Дисней") также продлил срок действия авторских прав на срок до 70 лет после смерти автора, а для авторских прав в корпоративной собственности - аж до 95 лет со времени публикации произведения. Распространялось это правило на все произведения, на которые в 1998 году не истёк существовавший на тот момент режим копирайта, и таким образом выйти из-под него и перейти в общественное достояние они могут не раньше 1 января 2019 года.
Закон, однако, содержит весьма существенную оговорку: на произведения, опубликованные до 1 января 1923 года, копирайт на территории США в принципе не распространяется. Таким образом, поскольку большинство произведений о Шерлоке Холмсе опубликованы до этой даты, то на территории США копирайт на них не распространяется. И видимо больше нигде не распространяется - установленный в большинстве стран мира, в том числе и на родине Конан Дойла, 70-летний срок окончательно истёк в 2000 году (бОльший срок, емнип, только в Мексике, но это уже их проблемы).
Исключение составляют только несколько последних рассказов о Шерлоке Холмсе, вошедшие в изданный в 1927 году сборник "Архив Шерлока Холмса. Они на территории США остаются объектом копирайта (честно говоря, не понял, почему - то ли потому, что в 1998 году продолжали действовать авторские права Конан Дойля у него на родине, то ли потому, что по каким-то действовавшим тогда американским правилам срок копирайта отсчитывался с публикации их в США, и он составил менее 50 лет).
Как бы то ни было, объектом копирайта на территории США рассказы из этого сборника останутся еще минимум до 2019 года. Правообладайтеры, как это у них принято, трактовали свои права расширительно: мол, если рассказы остаются объектом прав, основанных на авторстве, то и художественные образы, в этих произведениях выведенные - тоже. Наехали вот на Клингера, пытались заблокировать издание его книги в США, а тот подал на них в суд.
И вот в пятницу суд постановил, что образы Холмса и Ватсона могут использоваться свободно. Судья Рубен Кастильо постановил в пятницу, что требования фонда являются необоснованными, так как в произведениях, опубликованных после 1923 года, использовались те же самые образы, что и в других, более старых, рассказах о Шерлоке Холмсе. "Клингер и другие люди могут использовать образы Холмса и Ватсона, не платя лицензионные сборы", - отмечается в решении судьи.
С чем всех поклонников этих литературных персонажей и поздравляю!
Конан Дойл, как известно, умер в 1930 году. Первоначальный срок действия авторских прав на его произведения истек в 1980 году. Однако, в 1988 году в Великобритания продлили срок действия авторских прав до 70 лет с года, следующего за смертью автора.
В США аналогичный закон, известный как CTEA (Copyright Term Extension Act - Закон о продлении срока копирайта), а также Акт Соно Боно (в честь известного поп-певца 60-х, бывшего мужа Шер, подавшегося в 80-е в консервативные политики) или "Закон о защите Микки-Мауса" (в лоббировании этого закона обвиняли компанию "Уолт Дисней") также продлил срок действия авторских прав на срок до 70 лет после смерти автора, а для авторских прав в корпоративной собственности - аж до 95 лет со времени публикации произведения. Распространялось это правило на все произведения, на которые в 1998 году не истёк существовавший на тот момент режим копирайта, и таким образом выйти из-под него и перейти в общественное достояние они могут не раньше 1 января 2019 года.
Закон, однако, содержит весьма существенную оговорку: на произведения, опубликованные до 1 января 1923 года, копирайт на территории США в принципе не распространяется. Таким образом, поскольку большинство произведений о Шерлоке Холмсе опубликованы до этой даты, то на территории США копирайт на них не распространяется. И видимо больше нигде не распространяется - установленный в большинстве стран мира, в том числе и на родине Конан Дойла, 70-летний срок окончательно истёк в 2000 году (бОльший срок, емнип, только в Мексике, но это уже их проблемы).
Исключение составляют только несколько последних рассказов о Шерлоке Холмсе, вошедшие в изданный в 1927 году сборник "Архив Шерлока Холмса. Они на территории США остаются объектом копирайта (честно говоря, не понял, почему - то ли потому, что в 1998 году продолжали действовать авторские права Конан Дойля у него на родине, то ли потому, что по каким-то действовавшим тогда американским правилам срок копирайта отсчитывался с публикации их в США, и он составил менее 50 лет).
Как бы то ни было, объектом копирайта на территории США рассказы из этого сборника останутся еще минимум до 2019 года. Правообладайтеры, как это у них принято, трактовали свои права расширительно: мол, если рассказы остаются объектом прав, основанных на авторстве, то и художественные образы, в этих произведениях выведенные - тоже. Наехали вот на Клингера, пытались заблокировать издание его книги в США, а тот подал на них в суд.
И вот в пятницу суд постановил, что образы Холмса и Ватсона могут использоваться свободно. Судья Рубен Кастильо постановил в пятницу, что требования фонда являются необоснованными, так как в произведениях, опубликованных после 1923 года, использовались те же самые образы, что и в других, более старых, рассказах о Шерлоке Холмсе. "Клингер и другие люди могут использовать образы Холмса и Ватсона, не платя лицензионные сборы", - отмечается в решении судьи.
С чем всех поклонников этих литературных персонажей и поздравляю!
Journal information