dfs_76 (dfs_76) wrote,
dfs_76
dfs_76

100 лет гибели "Лузитании"

100 лет назад произошла одна из известнейших морских катастроф в истории: 7 мая 1915 года в результате торпедной атаки немецкой подводной лодки U-20 под командованием Вальтера Швигера в территориальных водах Великобритании в 19 км от берега входившей тогда в её состав Ирландии был потоплен британский океанский лайнер "Лузитания", совершавший трансатлантический рейс из Нью-Йорка в Ливерпуль. Атака была совершена в рамках объявленной Германской империей за три недели до этого неограниченной подводной войны в районе британских островов. Погибло 1198 человек, в том числе 128 граждан не участвовавших на тот момент в Перовой мировой войне США.
(Германская открытка того времени с портретом адмирала Тирпица и недостоверно изображенным взрывом "Лузитании" - в реале она была поражена с другого борта)

Вопреки часто встречающемуся утверждению, гибель "Лузитании" не повлекла вступление Соединенных Штатов в войну, хотя Британия ее к тому призывало, и в общественном мнении  США очень сильно поднялся градус антигерманских настроений. Президент Вудро Вильсон заявил, что "мы слишком горды, чтобы сражаться и наша правота слишком очевидна, чтобы доказывать ее силой", в общем отделался эффектной и бессодержательной риторикой (бритаснкая пресса на это язвила "Вы слишком горды или вам слишком страшно?"). Германии была направлена нота протеста, в ней заявлялось о непризнании объявленной Германией неограниченной подводной войны и подтверждалось право американцев свободно путешествовать на пассажирских и торговых судах. Потопление же судов американцы грозились рассматривать, как "намеренно недружественный акт". Германский кайзер Вильгельм II заявил об отказе от неограниченной подводной войны (возобновит ее в январе 1917), на том в тот раз американо-германский конфликт ограничился.
Погибшие с "Лузитании" Картина Уильяма Л. Уайли
В Германии в связи с гибелью "Лузитании" была выпущена медаль, заполучив экземпляры которой, союзники использовали ее в целях антигерманской пропаганды - выдавая ее чуть ли не за наградную (эта версия имела хождение и в советской литературе времен моего детства).


На самом деле автором медали был художник Карл Гётц, вполне частное лицо, медальер-карикатурист. И изображения на медали вполне карикатурные. На одной стороне изображена очередь в кассу компании-хозяйки судна - "Кунард Лайн" - в окошке которой сидит скелет. Один из стоящих в очереди держит газету с заголовком "Осторожно - подводные лодки!". А сверху выбит лозунг - "Коммерция превыше всего!". Мол, эти британские плутократы-судовладельцы в погоне за барышом плюют на безопасность доверившихся им пассажиров. Надо заметить, что и в США, и в Британии были люди, придерживавшиеся того же мнения и пытавшиеся привлечь компанию и капитана к суду. Но суды раз за разом приходили к выводу, что трагедия стала следствием противозаконных действий германского правительства, соответсвенно прочие невиновны.
На другой стороне изображена тонущая "Лузитания" и надпись: "Ничего запрещённого", в то время как с ее борта в море валятся пушки, броневики, аэропланы и прочее вооружение. Германская пропаганда утверждала, что потопленная "Лузитания" использовалась для перевозки вооружений, в то время как и Британия, и США это отрицали. В подтверждение этой версии указывалось, что Швигер выпустил по судну лишь одну торпеду, в то время как взрывов было два. Действительно, согласно документам, на судне было некоторое количество боеприпасов для стрелкового оружия, однако, недостаточное, чтобы произвести мощный взрыв. Доказательств наличия более мощных взрывчатых веществ на судне не имеется. По разным версиям второй взрыв произошел вследствие разрыва паровых котлов либо возгорания скопившейся уголной пыли.
Споры о гибели судна, его причинах и последствиях идут уже сто лет. А обломки лайнера по-прежнему лежат в водах у берегов Ирландии на глубине 93 метров. В 1984 году некоторые фрагменты его корпуса были подняты на поверхность.
Примечательно, что владевшая судном компания "Кунард Лайн"  в начале 30-х гг. слилась с компанией "Уайт Стар Лайн", владевшей другим печально изветсным кораблём - "Титаником". Таким образом ей принадлежит наследие обоих известнейших морских катастроф ХХ века.
Tags: история, история Британии, история Первой мировой войны
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Эрику Бёрдону 80

    Сегодня 80 лет исполняется Эрику Бёрдону, некогда солисту легендарных "Энималз", известных у нас прежде всего самой известной версией "Дома…

  • Blackmore's Night - Wish You Were Here

    Сегодня Кэндис Найт, певице, жене и коллеге Ричи Блэкмора "Blackmore's Night" и просто красивой женщине исполнилось 50. Наши поздравления!

  • 200 лет без Наполеона

    200 лет назад, 5 мая 1821 года на далеком атлантическом острове скончался "Его Императорское и Королевское величество император французов, король…

promo dfs_76 august 13, 2016 15:28 7
Buy for 10 tokens
Два года назад российская общественность была потрясена беспрецедентным решением Постоянной палаты третейского суда в Гааге о взыскании с РФ 50 миллиардов долларов компенсации бенефициарам компании "Юкос", процесс банкротство которого арбитраж расценил, как род национализации. Россия…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments