dfs_76 (dfs_76) wrote,
dfs_76
dfs_76

Category:

С Новым годом!..

... говорили бы мы друг другу, если бы 98 лет назад не был бы издан вот этот документ:

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26.01.1918г. "О введении западно-европейского календаря"
Совет Народных Комиссаров постановляет ввести, по истечении января месяца 1918 года, в гражданский обиход новый календарь:
1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14-м февраля, второй день считать 15-м и т.д.
2) Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 Февраля путем прибавления к каждому соответствующему сроку 13-ти дней.
3) Сроки всех обязательств, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 14 февраля и 1 июля 1918 г., считать по желанию обоих сторон наступившими на 13 дней позже.
4) Сроки всех обязательств, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, начиная с 1 июля 1918 г., считать наступившими в те же самые числа и по вводимому новому календарю.
5) При начислении, в первый после 14 февраля по новому календарю срок, процентов по всем государственным и частным займам, по всем дивидендным бумагам, по вкладам и по текущим счетам, считать истекший после последнего начисления процентов промежуток времени меньше на 13 дней.
6) Лицам, получающим жалованье или заработную плату в конце каждого месяца, выдать 28 февраля 1918 г. получаемую ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной.
7) Лицам, получающим жалованье или заработную плату 15 и 30 каждого месяца, уплаты 15 февраля не производить, а выдать 28 февраля 1918 г. получаемую ежемесячную сумму за вычетом 13/30 оной.
8) Лицам, получающим жалованье или заработную плату 20 каждого месяца, выдать 20 февраля 1918 г. получаемую ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной.
9) Каждый из сроков выдачи пенсий и эмеритур, установленных в правилах о выдаче оных, считать после 31 января 1918 г. наступившим на 13 дней позже.
10) До 1 июля 1918 г. писать, после числа каждого дня по новому календарю, в скобках число по до сих пор действовавшему календарю.
Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Заместитель Народного Комиссара
по иностранным делам
ЧИЧЕРИН
Народные Комиссары:
А.ШЛЯПНИКОВ
В.ПЕТРОВСКИЙ
В.АЛГАСОВ
В.ОБОЛЕНСКИЙ

Тремя неделями позже аналогичное решение приняла украинская Центральная Рада, объявив 14 февраля того года на Украине 1-м марта. Впрочем, Киев, Одесса и бОльшая часть современной Украины на тот момент контролировались красноармейцами, и новый стиль на них по-видимому и так был введен.
Не знаю, пользовались ли новым стилем антибольшевицкие силы КОМУЧа, а потом Колчака, но вот деникинцы использовали старый, чему свидетельством приказ деникинского генерала Бредова, изданный после занятия деникинцами Киева в августе 1919 года: "Счет времени устанавливается по старому стилю и часы -- по петроградскому времени".
Как бы то ни было, с победой красных в гражданской войне по всей стране вострожествовал новый стиль. Некоторое время, в краткий период торжества обновленчества в 20-е годы его придерживалась и Русская православная церковь - заседавший в 1923 году Всероссийский поместный церковный собор, находившийся под влиянием обновленцев 5 мая принял следующую резолюцию:
«Перейти на Грегорианский стиль с 12-го Июня 1923 года. Причём для этого в воскресенье 21-го Мая соединить два последующих воскресенья и кроме того, 10 Июня уплотнить два воскресенья в одно».
http://krotov.info/acts/20/1920/1923obno.html
Однако, уже в октябре 1925 года следующий поместный собор принял новую резолюцию, в которой говорилось:
"Считая, вместе со Вторым Поместным Собором, более целесообразным применение в практике Православной Русской Церкви нового стиля, но в то же время принимая во внимание бытовые условия русской жизни, при коих немедленный переход на новый стиль вызывает часто неблагоприятные осложнения, III Поместный Собор благословляет применение той или другой практики, нового или старого стиля, по местным условиям, полагая, что авторитет предстоящего Вселенского Собора разрешит окончательно этот вопрос и установит единообразное церковное время исчисление во всех Православных Церквах”.
http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/levitin_shavrov_ocherki/25/

По мере того, как обновленчество к началу 30-х годов сходило со сцены, из обихода РПЦ уходил и "новый стиль", в результате РПЦ осталась, "старостильной", что было подтверждено уже в постсоветское время Определением Священного Синода от 17 февраля 1997 года: "Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит".
http://www.blagogon.ru/digest/21/

Впрочем, укоренившаяся в широких народных массах нашей страны традиция отмечания "Старого нового года" к этим перипетиям отношения не имеет - просто проявление исторической памяти, подкрепленное стремлением простых людей лишний раз устроить самим себе праздник.
Что и предлагаю сегодня сделать. Всех со Старым новым годом!
Tags: история, история Отечества
Subscribe

promo dfs_76 august 13, 2016 15:28 7
Buy for 10 tokens
Два года назад российская общественность была потрясена беспрецедентным решением Постоянной палаты третейского суда в Гааге о взыскании с РФ 50 миллиардов долларов компенсации бенефициарам компании "Юкос", процесс банкротство которого арбитраж расценил, как род национализации. Россия…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments