Памятная записка Сазонова на имя британского и французского послов от 19 февраля (4 марта) 1915 года.
Ход последних событий приводит его величество императора Николая к мысли, что вопрос о Константинополе и Проливах должен быть разрешен окончательно и сообразно вековым стремлениям России.
Всякое решение будет недостаточным и непрочным в случае, если город Константинополь, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, а также южная Фракия до линии Энос – Мидия не будут впредь включены в состав Российской империи.
Равным образом и в виду стратегической необходимости, часть азиатского побережья в пределах между Босфором, рекой Сакарией и подлежащим определению пунктом на берегу Исмидского залива, острова Мраморного моря, острова Имброс и Тенедос должны быть включены в состав империи.
Специальные интересы Франции и Великобритании в вышеупомянутом районе будут тщательно соблюдаться.
Императорское правительство льстит себя надеждой, что вышеприведенные соображения будут приняты сочувственно обоими союзными правительствами. Упомянутые союзные правительства могут быть уверены, что встретят со стороны императорского правительства такое же сочувствие осуществлению планов, которые могут явиться у них по отношению к другим областям Османской империи и другим местам.
Меморандум великобританского посла Бьюкенена на имя Сазонова от 27 февраля (12 марта) 1915 года.
В случае, если война будет доведена до успешного окончания и если будут осуществлены пожелания Великобритании и Франции как в Оттоманской империи, так и в других местах, как на то указано в нижеупоминаемом российском сообщении, правительство его величества согласится на изложенное в памятной записке императорского правительства от 19 февраля (4 марта) сего года.
Меморандум Сазонова британскому послу от 9/22 марта 1915 года.
Дав обещания касательно условий торговли в Проливах и Константинополе, императорское правительство не видит препятствий к подтверждению своего согласия на установление: 1) свободы транзита через Константинополь товаров, ни следующих из России, ни идущих в Россию, а также 2) свободы прохода через Проливы коммерческих судов.
…Императорское правительство вполне разделяет мнение британского правительства, что священные мусульманские места (Мекка и Медина) должны и впредь оставаться под независимым мусульманским владычеством. С совей стороны императорское правительство считало бы весьма желательным отделение халифата от Турции. Свобода паломничества должна быть, конечно, вполне обеспечена.
Императорское правительство подтверждает свое согласие на включение в английскую сферу влияния нейтральной зоны в Персии (по англо-русской конвенции 1907 года северные регионы Ирана были объявлены русской сферой влияния, территории на юге и востоке этой страны – британской, между ними проходила полоса, не относящаяся ни к той, ни к другой). При этом оно считает, однако, справедливым выговорить, чтобы районы городов Исфахан и Йезд, составляющие с последними одно неразрывное целое, были закреплены за Россиею, ввиду создавшихся там русских интересов.
Нейтральная зона, ныне врезывается клином между русской и английской границей и подходит клином к самой русской границе у Зульфагара (пункт, где сходились тогдашние российская, иранская и афганская границы – последняя очевидно и именуется в документе «английской», формально британской колонией или протекторатом Афганистан не являлся, но определенные права контроля британцы в Афганистане тогда имели). Поэтому придется часть этого клина присоединить к русской сфере…
Императорское правительство рассчитывает впредь на признание за ним полной свободы действий в отмежеванной ему сфере влияния, с предоставлением ему, в частности, права преимущественного развития в этой сфере его финансовых и экономических начинаний.
Наконец, императорское правительство считает желательным одновременное разрешение и вопросов в сопредельном с Россией северном Афганистане…
Вербальная нота французского посольства в Петрограде от 28 марта (10 апреля) 1915 года.
Правительство Французской республики дает согласие на памятную записку, касающуюся Константинополя и Проливов, при условии, что война будет доведена до победного конца, и при условии осуществления Францией и Англией их планов на Востоке, равно как и в других местах, как это сказано в русской памятной записке.
Цитируется по: Ключников Ю. В., Сабанин А. В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. 1926г.
Journal information