Category: ссср

Category was added automatically. Read all entries about "ссср".

Перепост о том, как СССР не достался Хоккайдо

"...Хотя уже в начале 45 года союзное командование прочно удерживало инициативу на Тихоокеанском театре военных действий, Япония не помышляла о прекращении войны. Она развернула подготовку к отпору наступления американо-английских войск на японских островах, а также к обороне в Корее и на северо-востоке Китая, решив превратить этот район в "неприступную крепость".

Вступление в войну Советского Союза было выгодно для Соединенных Штатов, Англии, Китая и других стран, воевавших против Японии.

С военной точки зрения, выделение 800 тыс. военнослужащих для оккупации Японии едва ли создавало большую проблему. Проблема состояла в другом. После капитуляции Германии и завершения войны в Европе в общественном мнении Соединенных Штатов усилились ожидания скорейшего возвращения американских солдат на родину. Как воспримут американцы продолжение войны?

Заботясь об общественном мнении, ближайшее окружение президента Трумэна стало высказываться в пользу того, чтобы оккупировать Японию совместно с государствами-союзниками. Адмирал Леги считал, что следует максимально сократить число американских оккупационных частей и что США не должны брать на себя основную ответственность в управлении Японией. Надо полагать, что составленная Леги записка "О сокращении участия американских военных в оккупации Японии и скорейшей демобилизации военнослужащих" отражала настроения Трумэна.

Получив эту записку, штаб ускорил разработку плана расчленения Японии на оккупационные зоны. Его создатели исходили из того, что в войне против Японии, кроме США, должны участвовать Великобритания, Китай, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Филиппины и ряд других стран. Кроме Великобритании, которая как ближайший союзник США рассматривалась естественным участником оккупации Японии, предполагалось привлечь также Китай. Принималось во внимание, что Япония, оправдывая свою агрессию, вела пропаганду о борьбе желтой расы с "белым империализмом". Занятие китайской армией части территории Японии подрывало бы эту пропаганду и ослабляло "расовый характер" оккупации.

Перспектива участия СССР в войне против Японии создавала предпосылки широкого использования советских соединений для последующей оккупации части территории Японских островов. Однако американских политиков волновало, что в этом случае Советский Союз получит большие права в управлении Японией.

Между тем соображения военного характера заставляли американское командование настаивать на обязательном привлечении СССР к разгрому Японии. Военный министр США Стимсон в памятной записке Трумэну от 2 июля 1945 г писал: "Начав вторжение, нам придется, по моему мнению, завершать его даже еще более жестокими сражениями, чем те, которые имели место в Германии. В результате мы понесем огромные потери и будем вынуждены оставить Японию". Поэтому в ходе Берлинской конференции, несмотря на полученную информацию об успешном испытании в Америке атомной бомбы, Трумэн особо подчеркивал, что "США ожидают помощи от СССР". В ответ Сталин заверил, что "Советский Союз будет готов вступить в действие к середине августа и что он сдержит свое слово".

Планами советского командования на Дальнем Востоке предусматривалось проведения Манчжурской наступательной, Южно-Сахалинской наступательной и Курильской десантной операций, а также высадки крупного десанта на остров Хоккайдо.

Десантная операция на этот остров должна была начаться с территории Южного Сахалина после его освобождения.

Двадцатого августа 1945 года Сталин подтвердил указание подготовить 87-й стрелковый корпус для участия в десантной операции на остров Хоккайдо. Маршал Василевский, выполняя указания Ставки Верховного Главнокомандования, отдал приказ командующим войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, Тихоокеанским флотом и Военно-Воздушными Силами на Дальнем Востоке быть готовыми к проведению операции на Хоккайдо к исходу 23 августа 1945 года.

К этому времени руководство Соединенных Штатов уже имело конкретный план оккупации японской метрополии вооруженными силами четырех государств − США, Великобритании, СССР и Китая.


При определении зон оккупации американцы исходили из того, что центральный район главного японского острова Хонсю с развитой инфраструктурой должен контролироваться США. Остров Кюсю предполагалось выделить Великобритании. Отсталые аграрные районы острова Сикоку предназначались для китайских войск.

Предполагаемая советская зона оккупации по площади даже превышала американскую. СССР должен был разместить свои воинские части не только на всем острове Хоккайдо (втором по величине среди Японских островов), но и занять северо-восточную часть Хонсю.

Однако обладание атомной бомбой побудило Трумэна вовсе отказаться от плана выделения для СССР зоны оккупации на Японских островах. Трумэн признавал в мемуарах: "Хотя я горячо желал привлечь СССР к войне с Японией, затем, исходя из тяжелого опыта Потсдама, укрепился во мнении не позволять Советскому Союзу принимать участие в управлении Японией. В душе я решил, что после победы над Японией вся власть в этой стране будет передана генералу Макартуру".

Более того, в направленном 15 августа Сталину "Общем приказе № 1" о капитуляции японских вооруженных сил, Трумэн "забыл" указать, что японские гарнизоны на Курильских островах должны сдаваться войскам СССР. Это явилось сигналом того, что Трумэн может нарушить ялтинскую договоренность о переходе Курил к Советскому Союзу.

Сталин ответил сдержанно, но твердо, предложив внести в "Общий приказ № 1" следующие поправки: "Включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам все Курильские острова, которые согласно решению трех держав в Крыму должны перейти во владение Советского Союза.

Включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам северную половину острова Хоккайдо, примыкающего к проливу Лаперуза, находящемуся между островом Сахалин и Хоккайдо.

Демаркационную линию между северной и южной половиной острова Хоккайдо провести по линии, идущей от города Кусиро по восточному берегу острова до города Румоэ на западном берегу острова, с включением указанных городов в северную половину острова".

Объясняя желательность получения района оккупации на территории собственно Японии, Сталин указал, что "это... имеет особое значение для русского общественного мнения. Как известно, японцы в 1919-1921 годах держали под оккупацией своих войск весь Советский Дальний Восток. Русское общественное мнение было бы серьезно обижено, если бы русские войска не имели района оккупации в какой-либо части собственно японской территории" (Impcommiss: И здесь Вождь всех народов как всегда прав − меня, как индивидуальной части русского общественного мнения, «обижает» и возмущает отсутствие факта советской оккупации японских островов!). Свои предложения Сталин назвал скромными и выразил надежду, что они не встретят возражений.

Трумэн согласился "включить все Курильские острова в район, который должен капитулировать перед советскими войсками на Дальнем Востоке". Что касается второго предложения по поводу занятия северной части Хоккайдо, то оно было отвергнуто Трумэном. Более того, он от имени американского правительства выразил желание "располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, желательно в центральной группе".

Не скрывая своего неудовольствия ответом Трумэна, Сталин в довольно резкой форме отказался предоставить США базы на Курилах, указав, что "требования такого рода обычно предъявляются либо побежденному государству, либо такому союзному государству которое само не в состоянии защитить "часть своей территории". Тем самым было дано понять, что в соответствии с ялтинскими договоренностями СССР обладает правом распоряжаться Курильскими островами по своему усмотрению.

22 августа в первой половине дня Сталин приказал маршалу Василевскому приостановить подготовку к высадке на Хоккайдо. А 27 августа 45 года начальник штаба Главного командования советских войск на Дальнем Востоке генерал-полковник Иванов разослал приказ Верховного "Во избежание создания конфликтов и недоразумений по отношению союзников категорически запретить посылать какие бы то ни было корабли и самолеты в сторону острова Хоккайдо".

Так было принято решение "сделать оккупацию Японии исключительно американским предприятием".

P.S. Среди дальнейших возможностей фигурировали как создание из советской зоны оккупации Японской Народно-Демократической Республики по образцу ГДР и КНДР при разделе оккупированных союзниками Германии и Кореи соответственно, так и оставление Японии единой по образцу постоккупированной Австрии".

http://cccp-revivel.blogspot.com/2011/12/sssr-okkupaciya-hokkajdo.html

И карта планировавшихся оккупационных зон в Японии:

promo dfs_76 august 13, 2016 15:28 7
Buy for 10 tokens
Два года назад российская общественность была потрясена беспрецедентным решением Постоянной палаты третейского суда в Гааге о взыскании с РФ 50 миллиардов долларов компенсации бенефициарам компании "Юкос", процесс банкротство которого арбитраж расценил, как род национализации. Россия…

20 лет без СССР

21 декабря 1991г. была подписана Алма-Атинская декларация, которой к подписанному 8 декабря 1991г. Россией, Украиной и Белоруссией Беловежскому соглашению о создании СНГ присоединялись еще 8 бывших советских республик (Прибалтийские республики и Грузия решили отмежеваться от бывшего СССР полностью и ни в каких постсоветских объединениях не участвовать; правда, через пару месяцев, после свержения Гамсахурдия новое грузинское руководство своё мнение изменило). Во вновь принятой декларации говорилось:
"Независимые Государства -
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,
стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;
признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;
считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;
осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;
будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,
заявляют о нижеследующем:
Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.
В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.
Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.
Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.
С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.
Государства - участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Государства - участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации".

25 декабря 1991г. президент СССР М. С. Горбачев подписывает своеобразное "отречение" - Указ  N УП-3162 "О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР" следующего содержания: "1. В связи с уходом в отставку с поста Президента СССР слагаю с себя полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР. Право на применение ядерного оружия передается Президенту Российской Федерации".

Наконец, ровно 20 лет назад, 26 декабря 1991 года был принят последний в ряду документов, завершающих существование СССР - Декларация Совета Республик ВС СССР №142-Н, в которой этот последний советский законодательный орган также констатировал, "... что с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".

В тот же день генеральному секретарю ООН была направлена нота министерства иностранных дел России следующего содержания:
"Министерство иностранных дел Российской Федерации свидетельствует свое уважение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и имеет честь сообщить, что участие Союза Советских Социалистических Республик в Организации Объединенных Наций, во всех ее органах, а также во всех заключенных в ее рамках или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах, включая Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 года и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года, продолжается Российской Федерацией (РФ) и что в этой связи в Организации Объединенных Наций вместо названия "Союз Советских Социалистических Республик" должно использоваться наименование "Российская Федерация".
Российская Федерация в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязанности СССР в ООН, включая финансовые обязательства.
Настоящая Нота является свидетельством полномочий представлять Российскую Федерацию в органах Организации Объединенных Наций всем лицам, имеющим в настоящее время полномочия представителей СССР в ООН".

Таким образом ровно 20 лет назад Союз Советских Социалистических Республик - крупнейшее на тот момент государство мира - окончательно перестал существовать.